1. город Боготол
2.1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5
2.2. МБОУ СОШ5 2.3. 662061 Красноярский край город Боготол улица Урицкого.8А
3. Ссылка на материалы практики, размещенные на сайте организации
https://sh5-bogotol-r04.gosweb.gosuslugi.ru/svedeniya-ob-obrazovatelnoy-organizatsii/pedagogicheskiy-sostav/sotsialnoe_proektirovanie/
4. Ф.И.О., должность лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику
Каханская Наталья Александровна-директор МБОУ СОШ5
5.Контактные данные лиц(-а), курирующих(-его) образовательную практику:
– рабочий телефон с кодом 8-39-157-2-62-53
– е-почта (несколько адресов разделить точкой с запятой) bogotol@bk.ru
– мобильный телефон (желательно) 89029810020
6. Ф.И.О. авторов/реализаторов практики Лукьянчик Ольга Петровна
7. Педагогическая практика Практики профилактики деструктивного поведения обучающихся на муниципальном уровне и уровне образовательной организации
9. «Модель организации школьного уклада через социальное проектирование»
10. Ключевые слова образовательной практики (перечислите через запятую)
11. На каком уровне общего образования, уровне профессионального образования или подвиде дополнительного образования реализуется Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование;
- среднее профессиональное образование;
- дополнительное образование детей и взрослых;
- дополнительное профессиональное образование;
- другое (указать)
12. На какую группу участников образовательной деятельности направлена Ваша практика (выбор одного или нескольких вариантов)
- обучающиеся;
- родители;
- классные руководители;
- педагоги дополнительного образования;
- педагог-психолог, социальные педагоги ;
- администрация;
- представители общественности;
13. Масштаб изменений
- уровень образовательной организации;
- уровень муниципалитета;
- межмуниципальный уровень;
- межотраслевой уровень
14. Опишите практику в целом, ответив на вопросы относительно различных ее аспектов
14.1. Для того, чтобы быть успешным, ребенку требуется приложить усилие, иногда и не одно. При этом мы взрослые не должны решать за ребенка что ему важно и ценно, а что нет, если будем навязывать свои приоритеты и ценности, то попросту лишим его будущего.
Однако, при этом, в Федеральном Государственном образовательном стандарте отмечается, что личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать «освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей». И это естественно, потому что человек развивается на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой и усваивает ее социальные нормы и культурные ценности.
То есть появляется противоречие: с одной стороны - саморазвитие ребенка, свобода творчества, с другой - требование к соблюдению норм окружающего социума, общества, государства!
Также не секрет, что после исчезновения таких мощных звеньев воспитательной системы формирования культурно-нравственных ценностей, как детские организации, образовался вакуум общественной активности школьников. Народная поговорка гласит: «Свято место пусто не бывает». И это так, не имея условий самореализоваться, современные дети активно переключились на компьютерные игры, созданные без учёта возрастных особенностей, разрушающие неокрепшую психику детей и формирующие превратное представление о гуманных отношениях между людьми, ценностных понятиях «добро» и «зло». Кроме того, за размытыми жизненными ориентациями ребенку сложно корректировать морально-этическую информацию о нормах поведения из большинства телевизионных передачах. Да что таить в структуре нашего школьного досуга, традиционной системе воспитания преобладают пассивно-потребительские типы времяпрепровождения и иногда полностью отсутствуют созидательно-творческие формы активности.
Период пилотирования федеральных государственных стандартов основного общего образования показал, что необходим иной подход к построению школьного уклада. Проблема системного - деятельностного подхода к организации внеурочной деятельности возникла также из социальной обстановки микроучастка, где расположена школа: 73% семей являются малообеспеченными, 23% - семей в трудной жизненной ситуации, 5% детей, воспитываются в семьях, находящихся в социально-опасном положении. Кроме этого, образовательное учреждение находится в отдалении от учреждений дополнительного образования. То есть в основном наши ученики во второй половине дня были совершенно не заняты и предоставлены сами себе. Отсюда все вытекающие негативные последствия: правонарушения, бродяжничество, распитие спиртных напитков.
Возникшие проблемы и противоречия и поставили перед педагогами и администрации школы следующие вопросы
- Как занять подростков с девиантным поведением во внеурочное время?
- С помощью каких педагогических приемов их социализировать, направить энергию ребят в нужное русло, чтобы она стала созидательной?
Идею подсказали сами дети! И вот в МБОУ СОШ №5 появился мощный рычаг, технология, которая и помогает решить эту наиважнейшую проблему - социальное проектирование.
Прежде всего, на основе модели выпускника мы сформулировали социально-значимые личностные образовательные результаты на каждом уровне получения общего образования: активная гражданская позиция; стремление к здоровому образу жизни; профессиональное самоопределение; активная творческая самореализация; ценностное отношение к социальной реальности.
14.2. Какова основная идея/суть/базовый принцип Вашей практики?
Прежде чем приступить непосредственно к самому проектированию ребята проходят ряд взаимосвязанных этапов, во время которых овладевают навыками социального взаимодействия, знакомятся с окружающей социальной средой, организуют и проводят деятельностные мероприятия.
Наша школа в течение нескольких лет систематически занимается социальным проектированием, которое заключается в создании некоммерческих проектов в социальной сфере, результатом которых является в основном волонтёрское движение.
14.3. Через какие средства (технологии, методы, формы, способы и т.д.) реализуется Ваша практика?
«Модель организации школьного уклада через социальное проектирование», задачами которой являются создание условий:
- для учащихся 1-4-х классов - социальной пробы - действия, социальной активности, в ходе которых ребёнок получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях и получает опыт социального взаимодействия.
Примерами наиболее успешных социальных проб, реализуемых в школе, могут служить: исследование «История моей семьи», встреча со значимыми людьми «Герои СВО» и многие другие.
- для учащихся 5-6-х классов - социальной практики, где происходит: во-первых, отработка уже имеющихся социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной. Объектами социальной практики могут являться:
• социальные явления (детская наркомания, курение) - акция "Меняю сигаретку на конфетку»; фестиваль видеороликов "Мы за здоровый образ жизни";
• социальные отношения (отношение к старикам, младшим, природе и др.) - праздничная программа «Мы - вместе», акция «Рождественское милосердие»;
• социальные институты и учреждения (орган исполнительной власти, больница) - акция «Одеяло добра», альманах «Законы знаю» и др.;
• социальная среда - игра «Ящик «тайных помыслов» (желания и стремления нарушить запрет), «Карта конфликтов» (конфликтные точки, вопросы в жизни класса, школы, семьи, тренинг «Когда тебе плохо…» и т. д.
- для учащихся 7-11-х классов - индивидуальное и социальное самоопределение, то есть непосредственно само социальное проектирование.
14.4. Какие результаты (образовательные и прочие) обеспечивает Ваша практика?
Проблемы, которые подростки стараются решить с помощью социальных проектов, очень разные. Ребята разрабатывают и реализовывают социальные проекты различной направленности. Уважение к старшему поколению обусловило создание проекта «Доброму дому - благоустроенный дворик». С помощью ребят (в том числе подростков «группы риска»), выпускников школы, родителей, педагогов была благоустроена зона отдыха на территории Боготольского дома-интерната для престарелых людей.
Поистине бесценный материал о педагогах героях-земляках и участниках Великой Отечественной войны собран ребятами в ходе реализации проекта «Дневник памяти». Изданную продукцию безвозмездно получили 3 городских библиотеки, 5 образовательных организаций и городской музей, что позволило предоставить доступ к собранной краеведческой информации местным жителям и материал для патриотического воспитания в образовательных организациях.
Дефицит помещений для внеурочной деятельности обусловил создание проекта победителя краевого конкурса «Территория 2020» и краевого конкурса социальных инициатив «Мой край - моё дело» «Открытое пространство «Кудринка». Обучающиеся школы самостоятельно оборудовали образовательное пространство для организации досуга обучающихся МБОУ СОШ №5. Активное участие в работе принимали «трудные» подростки.
В целях создания условий для оказания психологической помощи и изменения социального статуса детей, находящихся в социально-опасном положении, был реализован социальный проект «СамоРаскрытие» в рамках грантовой программы Красноярского края «Партнерство» в номинации конкурсного отбора «Защищенное детство».
В 2023-2024 учебном году была организована городская благотворительная акция «Ярмарка-продажа#МыВместе» в рамках краевого конкурса социальных инициатив «Мой край - мое дело» в номинации «Моё дело» в целях поддержки мобилизованных граждан, участвующих в специальной военной операции. В акции активное участие приняли обучающиеся «группы риска».
Одним из значимых проектов стал проект «Профессиональные пробы», направленный на осознанный выбор профессии. Ведь часто этот шаг вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, особенно у подростков «группы риска», т.к. у них зачастую нет родительского примера и поддержки.
На примере данных проектов мы наглядно постарались показать, что участие детей в социальном проектировании позволяет полностью реализовать все требования ФГОС: самостоятельность, инициатива, творчество, взаимодействие и др. Дети с девиантным поведением приобретают определенный социальный и волонтерский опыт, ощущают значимость и причастность к решению проблем школы, города.
Внедрение социального проектирования имеет достаточно хорошую результативность и положительную экспертизу не только на уровне муниципалитета, но и края: ежегодно участники социальных проектов принимают участия в краевом конкурсе социальных инициатив «Мой край - моё дело» с различными социальными проектами, занимая там призовые места. С проектом «Мастерская моего будущего», предназначенным для предупреждения правонарушений среди детей, состоящих в «группе риска» и детской комнате полиции, команда школы на очном туре конкурса заняла 1 место. Наш социальный проект предполагает социализацию и развитие творческих способностей учащихся через написание книги комиксов о статьях законов и кодексов РФ, организацию выпуска цикла видеосюжетов «История успеха», встречи с подростками и взрослыми, достигшими высоких результатов в спорте, творчестве, науке, занятия психологом с элементами тренинга.
С помощью нашего проекта мы хотели сформировать у ребят «группы риска» и состоящих на учете в ПДН устойчивую жизненную позицию, положительные ориентиры на жизнь, так как эти дети зачастую имеют перед собой негативный опыт социализации своих родителей.
15. Укажите способы/средства/инструменты измерения результатов образовательной практики
1. Целевое функционирование различных проектов, как механизма социализации и духовно-нравственного воспитания школьников МБОУ СОШ № 5;
2. Увеличение уровня образовательных результатов уровня социально-значимых личностных качеств личности, метапредметных образовательных результатов;
3. 100% занятость обучающихся школы во внеурочную деятельность, 50 % учеников вовлечено в волонтерское движение.
А также социальное проектирование является мощным инструментом в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Результатом работы школы является:
- стабильное снижение количества обучающихся, состоящих на внутришкольном учёте с 2021 года. В текущем учебном году таких детей в школе нет. На протяжении двух лет нет стоящих на учёте в КДН;
- отсутствие роста количества семей, состоящих в СОП (в течение четырёх лет количество семей СОП не меняется, их 2, но разные).
С помощью социального проектирования школа создает условия для саморазвития нравственных, активных, мобильных, предприимчивых людей, которые способны самостоятельно договариваться о сотрудничестве, без помощи взрослых отвечать за себя, окружающих, за свою будущую судьбу.
16. С какими проблемами, трудностями в реализации практики вам пришлось столкнуться? В начале нашего пути сталкивались с проблемой оптимального распределения времени работы над проектом и эффективном распределении обязанностей между участниками проектов и акций.
17. Что Вы рекомендуете тем, кого заинтересовала ваша практика (Ваши практические советы)?
Новый школьный уклад предусматривает безусловное равенство детей и взрослых в школе. Социальное проектирование позволяет создать соуправление школы учениками, учителями, родителями, которое и предполагает равенство во взаимоотношениях, равенство в принятии решений, равенство в выражении точки зрения. Взрослому в проекте, отводится лишь роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации, помощника.
18. *Какое сопровождение готова обеспечить команда заинтересовавшимся Вашей образовательной практикой (выбор одного или нескольких вариантов)
- никакое;
- консультационное сопровождение;
- предоставить информационные материалы;
- предоставить методические материалы;
- провести вебинар/семинар/мастер-класс и т.д.;
- организовать стажерскую площадку;
- другой вариант_____________
19. Есть ли рекомендательные письма/экспертные заключения/ сертификаты, подтверждающие значимость практики для сферы образования Красноярского края (перечислить документы и указать ссылку на сайте общеобразовательной организации)
Нет
20. Есть ли организация или персона, которая осуществляет научное руководство/кураторство/сопровождение практики? (Укажите название организации или ФИО, звание и должность)
Нет
21. *При наличии публикаций материалов по теме реализуемой практики укажите ссылки на источники (иначе – «Нет»)
Нет
22. При наличии видеоматериалов о реализуемой практике укажите ссылку на них
Нет
23. Для повторно заявленных практик:
-укажите направление РАОП и название практики в случае, если она была включена в РАОП (2018, 2019, 2020, 2021, 2023) и ей уже был присвоен соответствующий уровень (уровень указать);
-укажите, какие изменения произошли в образовательной практике с момента ее участия в РАОП и установления соответствующего уровня (новый аспект (цель), категории участников, масштаб изменений, средства реализации, результаты, другое).
Нет
24. Укажите, является ваша образовательная организация:
- школой с низкими результатами обучения и/или школой, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях;
- с наличием центра образования «Точка роста»;
- участником программы «Развивающая среда» (ранее называлась «Развитие личностного потенциала («ЛРОС»))
25. Укажите, использовали ли вы при работе над содержанием и описании практики:
- федеральные, региональные цифровые сервисы и ресурсы (перечислить)
- федеральные, региональные банки данных (перечислить)
Нет